Cаморегулируемая организация союз
«Межрегиональное объединение организаций
специального строительства»
129164, г. Москва,
ул. Маломосковская, д. 10, эт. 4, пом. 13
Проектное СРО
129164, г. Москва,
ул. Маломосковская, д. 10, эт. 4, пом. 13

Виктор Басаргин: решение о переходе на систему СРО было правильным!

Виктор Басаргин: решение о переходе на систему СРО было правильным!


На фото: министр регионального развития России Виктор Басаргин, глава Росстроя Сергей Круглик, генеральный директор РСС Михаил Викторов, председатель правления Самарской гильдии строителей Любовь Аристова.

Создание системы саморегулирования в строительной отрасли в 2008-2009 годах зависело от нескольких ключевых решений и нескольких ключевых фигур. Одной из них был Министр регионального развития России в 2008-2012 годах Виктор Басаргин. Именно он сказал «да» системе СРО – и сегодня мы отмечаем 15-летие этого решения. Но как оно принималось и какие аргументы сыграли тогда ключевую роль? Об этом мы беседуем с руководителем Ространснадзора Виктором Басаргиным:

– Виктор Федорович, в эти дни исполняется 15 лет системе саморегулирования в строительной отрасли. Первые СРО были зарегистрированы 13 января 2009 года. Создание и первые шаги внедрения системы СРО пришлись на то время, когда Вы были Министром регионального развития Российской Федерации, и от Вас зависело, быть ей или не быть. Для Вас это было трудное решение?

– Оно было не трудное, а скорее новаторское. На самом деле, это была инициатива не Минрегиона России. Идею саморегулирования в строительстве продвигал экономический блок правительства в лице Минэкономразвития  и Минфина России.Они на этом настаивали, и сейчас, работая в надзорном органе, я в большей степени понимаю, на что это было направлено.

Сама идея саморегулирования была очень интересной: решение о доступе
на стройку компаний принимает само профессиональное сообщество,
а не государственный лицензионный центр. Кроме того, 2007-2008 годы сопровождались громкими авариями на объектах, причем с гибелью людей. Кровли не выдерживали снеговой нагрузки, рушились здания, и все проверки выявляли одно: были нарушены строительные нормы, а контроль был недостаточным.И, естественно, возникал вопрос: кто ответит за нанесенный ущерб от некачественных строительных работ?Были споры
о том, что либо стройка пойдет в систему страхования рисков, либо будет создан собственный механизм компенсаций за ущерб, т.е. саморегулирование
с компенсационными фондами. Было принято решение, что не государство, а сами строительные организации будут создавать такой механизм. Поэтому экономический блок активно настаивал на саморегулировании, чтобы уйти от госгарантий.

– Именно тогда начали приниматься поправки в Градкодекс?

– Да, именно так.  Строительный комплекс фактически был первопроходцем
в системе СРО, и первые настоящие СРО появились именно здесь – с требованиями
к членам и реальной материальной ответственностью.

Первые шаги давались с болью. Весь строительный комплекс разделился почти пополам – было очень много обращений в Минрегион России, и у меня на столе с одной стороны лежала огромная кипа писем о том, что  саморегулирование ни в коем случае вводить нельзя, а с другой стороны – такая же кипа обращений, что это обязательно нужно сделать. И кто-то должен был поставить точку в этом обсуждении.

– Я так понимаю, что точку ставили Вы? Все, кто стоял у истоков СРО, вспоминают совещание в Минрегионе России, на которое приехали представители профессионального сообщества и Российского союза строителей, – и после этого Вы приняли решение вводить систему СРО.

– Скажу так: точку поставил Владимир Владимирович Путин. Я приехал к нему докладывать ситуацию, и он тоже мне показал две стопки обращений: за СРО и против.А мы уже провели совещание, о котором Вы упомянули. Была понятна позиция профессионального сообщества, что оно в большей степени склоняется
к саморегулированию. Я сказал Президенту: несмотря на то, что мнения разделились почти пополам, логика подсказывает, что нужно переходить на саморегулирование.
И тогда он ответил: значит, саморегулированию быть! С этого момента все и началось.

Очень болезненно это было воспринято со стороны нашего Федерального лицензионного центра, и я очень сожалею, что в процессе ликвидации ФЛЦ была в какой-то степени уничтожена сложившаяся база компаний, которым были выданы строительные лицензии, а таких лицензий было почти 300 тысяч. Если бы эта база сохранилась, мы бы понимали, сколько на рынке присутствует строительных, проектных и изыскательских компаний, в каких регионах они работают и какие работы ведут. Можно было бы очень легко определить, в какую территориальную СРО должна войти компания, размеры
и количество этих СРО. Мы могли бы разделить компании по видам работ, и это могло бы стать входным билетом в систему СРО. А для тех компаний, которые не имели лицензий, но входили бы в СРО, можно было бы выставить повышенные требования. Но база ФЛЦ была утрачена, и все пришлось начинать с нуля.

– Но как могло получиться, что ФЛЦ не передал базу Минрегиону России? Он же был вашим подведомственным учреждением, хотя очень яростно боролся против системы СРО?

– Да, он был наш, и руководитель ФЛЦ, как нам казалось, тоже был наш, и мы думали, что все держим под контролем, но нам в итоге осталось только собирать осколки этой базы. И в итоге лицензии просто закончили свое действие, а все компании должны были вступить в СРО на общих основаниях  вне зависимости от того, имели они лицензии или нет. Поэтому первые шаги дались очень непросто.

Идти, как я понимаю, приходилось практически наощупь, поскольку ни в одной отрасли этого не делалось – все нужно было делать практически с нуля?

– Честно говоря, опыта не было никакого. Мы смотрели зарубежную практику – ничего подобного, как оказалось, там тоже нет. А нужно было подводить под саморегулирование законодательную, нормативную и методологическую базу, разрабатывать десятки документов с совершенно новой идеологией. Поэтому мы прорабатывали и обсуждали каждый шаг.

НОСТРОю, НОПу и НОИЗу было предоставлено право самим разрабатывать
и утверждать эти нормы, и поэтому съезды нацобъединений в первые годы проводились очень часто – нужно было решать многие организационные и правовые вопросы, обсуждать и принимать нормативные документы. Поэтому с одной стороны, было очень интересно, а с другой стороны явно ощущалось, что мы первопроходцы, и никто нам
в этом отношении не поможет.

Я помню, тогда было много вопросов, связанных с генподрядчиками – собирать их
в отдельную СРО, или они могут состоять в любой СРО наряду с другими компаниями? 
Но потом было принято решение, что генподрядчики  могут вступать в СРО по своему выбору.

Кроме того, мы очень много в то время говорили о создании современной нормативно-технической базы и Еврокодов с нашими СП и ГОСТами. Тогда мы предпринимали активные шаги по интеграции с Европой, и задача НОСТРОя была как раз гармонизировать  наши нормы с Еврокодами. Практически все ключевые Еврокоды усилиями НОСТРОя были переведены на русский язык и стали доступны для профессионального сообщества. Так что работа в первые годы была проведена очень большая.

Но знаете, я довольно часто общаюсь с коллегами – споры по поводу перехода
на саморегулирование до сих пор не закончились. До сих пор у него есть как сторонники, так и очень большие противники.

– А какие аргументы сторонники саморегулирования приводили при его создании?

– Главный аргумент – будет прозрачный механизм доступа на строительный рынок, когда профессионалы сами будут давать оценку своим коллегам, прежде чем принять их
в СРО. На первом этапе все это было отрегулировано и начало работать. Но часть приведенных аргументов не были услышаны и самое обидное, что не удалось уйти
от фирм «Рога и копыта». И если в первый год их еще было немного, то потом, когда стали активно развиваться региональные саморегулируемые организации, в них появились эти пустышки, которые, кроме стола и стула, ничего не имели, но тем не менее, входили в систему саморегулирования, платили взносы и  ни за что не отвечали. Это нужно отнести к минусам системы СРО.

– Реформа саморегулирования, которую провели в 2016-17 годах, оставила саморегулирование только для генподрядчиков, а субподрядчики, выполняя даже сложные работы, могут в СРО не входить, их теперь никто не проверяет
и ответственность за них не несет…

– Но ведь это был один из самых важных элементов системы СРО – вопрос профессионализма и ответственности СРО за своих членов! Если этот баланс нарушен, мне очень жаль. Будем надеяться, что больших проблем на стройке из-за этого
не появится, но решение это неоднозначное.

– Еще один очень спорный момент, который все бурно обсуждали, – это формирование компенсационных фондов СРО. Как принималось это решение?

– Идея создания компенсационных фондов была с самого начала – именно как формирование механизма ответственности перед третьими лицами за безопасность
и качество строительства. Потом, когда шло накопление средств, а качество строительства было приличным, начались  споры о том, как их использовать. Но на первом этапе мы
в эти процессы практически не вмешивались. Процесс накопления компфондов происходил успешно, и все это оставалось вне зоны интересов государства.

– А когда Вам стало понятно, что система заработала? Одно дело – дать ей старт, зарегистрировать первые 50-60 СРО, создать нацобъединения в конце 2009 года – но когда стало понятно, что система реально работает?

– С учетом того, кто стоял у руля саморегулирования с момента его запуска – президент РСС Виктор Забелин, первый президент НОСТРОЙ Ефим Басин, руководитель Аппарата НОСТРОЙ Михаил Викторов, вице-президент РСС Анвар Шамузафаров – саморегулирование в строительстве сразу заявило о своей дееспособности. Я считаю, что первые 2-3 года, после того, как прошли первые формальные мероприятия, выборы, разработка документов – система заработала в полную силу. Первые несколько лет становления были очень активными и интересными. Потом вся эта деятельность, на мой взгляд, стала менее публичной и более рутинной.

– Не пришлось в последующем жалеть о решении сломать государственную систему лицензирования и перейти на СРО?

– Нет, ни разу. Решение было правильным.

– Но ведь не прошло и двух лет, как на совещании в Минрегионе России уже обсуждалась проблема так называемых  коммерческих СРО.То есть, совсем быстро умельцы сделали из СРО бизнес, торговали допусками, а не проверяли компании на соответствие требованиям. И тогда строители заговорили: мы раньше покупали лицензию ФЛЦ – теперь мы покупаем допуск, так в чем же разница?

– Да, к сожалению, это произошло, потому что такие СРО, как правило, устанавливали довольно низкие взносы и брали, что называется, числом, а не умением.
И оказалось, что можно было ничего не иметь, а просто купить допуск СРО. Через несколько лет выяснилось, что очень многие компании в этих СРО были «бумажными»,
и даже взносы в компенсационные фонды – виртуальными. Это беда не только системы СРО, а любой системы, где есть регистрационный взнос за вход. Но, как я понимаю, реформа 2016 года многие подобные СРО из системы саморегулирования вычистила.

– Увы, эта реформа вычистила и такое понятие, как отраслевые СРО – как Вы помните, они были созданы одними из первых и собрали на своей площадке компании Спецстроя России, строителей атомной, дорожной, транспортной, нефтегазовой отраслей….

– Мы, честно говоря, тогда этим СРО даже завидовали, говорили: вы слишком выделяетесь!  Потому что в отличие от других СРО, особенно в регионах, здесь была жесткая вертикаль, очень жесткие требования к членству и не менее жесткий контроль
за работой членов. Спецстрой России,  дорожники и атомщики первыми создавали такие СРО, потому что стройки нельзя было остановить, и перед ними стояла задача очень оперативно перейти от лицензирования к саморегулированию. Отраслевики отлично с этим справились, жестко контролируя все процессы. Они своими требованиями отсекли всех, кто не соответствовал определенному уровню, и не допустили их на свои стройки.

По факту, отраслевые СРО выполнили то, на что и рассчитывал Минрегион при переходе на систему саморегулирования, – они собрали все свои специализированные организации и профессионалов в одном месте и контролировали их деятельность.
И делали это лучше, чем в целом СРО по стране.

Устранение отраслевого принципа вряд ли улучшило ситуацию. Думаю, что особого смысла в этом решении не было. И если говорить с точки зрения надзора, все объекты повышенной опасности обязательно должны быть под контролем организаций, которые отвечают за их работу, обучают кадры. Поэтому отраслевиков нужно было, наоборот, поддержать.

– Вам приходилось в последующем  докладывать Президенту и Правительству, как идут процессы в саморегулировании?

– Регулярно. Я думаю, что раз в полгода мы делали такой доклад. И Владимир Путин также активно встречался и с представителями строительного комплекса и с руководством нацобъединений. Ну, а с учетом того, что это шло в то время, когда строились объекты АТЭС и Олимпиады, то внимание к строительной отрасли и ее управлению было огромным. И со стороны руководства страны я ни разу не увидел сомнений в принятом
в 2008 году решении.

– Что Вы пожелаете системе СРО и всем ее участникам в честь 15-летия?

– Не останавливаться! Нужно постоянно развиваться, видеть и учитывать настроения в отрасли. Строительный комплекс при всех его масштабах очень  ранимый, он зависит
от людей, от руководителей, от заказчиков. И здесь, как нигде нужен профессионализм  –
на всех этапах, у всех участников. Поэтому система саморегулирования здесь  должна играть ключевую роль.

– Спасибо за беседу!

Лариса Поршнева

Специально для СРО Союз «МООСС»

Последнее изменение страницы: 14.12.2023 - 15:35:36
Дата создания страницы: 14.12.2023 - 15:11:07