ноября 2022 г. председатель Правительства России Михаил Мишустин утвердил
Стратегию развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 г.
2 ноября 2022 г. председатель Правительства России Михаил Мишустин утвердил Стратегию развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 г.
Согласно документу к концу 2030 г. в России суммарный десятилетний объем ввода жилья должен составить не менее 1 млрд кв. м без снижения требований к качеству и безопасности построенных домов. Кроме того, в ней обозначен ряд целей, способствующих достижению обозначенных объемов ввода. «По свежим следам» мы решили обратиться к депутатам и отраслевым национальным объединениям, как они расценивают принятие этого документа.
Появление утвержденной Стратегии развития строительной отрасли важно не только для самих строителей, но и для законодателей, которые должны поддержать ее реализацию соответствующими документами. Об этом рассказал председатель Комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов:
— Сергей Александрович, как, по вашему мнению, появление Стратегии повлияет на строительный комплекс России?
— Документ объемный по сути и очень краткий, с точными и выверенными формулировками, за которыми стоит несколько лет очень обстоятельной работы, консультаций с участниками рынка, специалистами и экспертами. Фактически именно по нему стройкомплексу предстоит работать вплоть даже не до 2030 года, а планово до 2035 года.
Хочу отметить, что в условиях беспрецедентного санкционного давления такое планирование просто необходимо. Понятно, что будут коррективы, но базовый сценарий должен существовать. Это одновременно и правила игры, и всеми принятая система координат, и аппарат базовых определений и терминов.
Кстати, рассматриваются сразу два сценария развития отрасли, то есть план «Б» у Правительства тоже есть. И это очень важно, что мы не ориентируемся только на благоприятные условия, предусматриваем и развитие в ситуации максимальной турбулентности.
Один из самых важных аспектов — борьба с административными барьерами. Об этом в Стратегии сказано очень много. В частности, среди первых задач указаны сокращение продолжительности инвестиционно-строительного цикла не менее чем на 30% и обеспечение максимальной прозрачности его процедур за счет их цифровизации. Решение этих вопросов придаст строительству новый ритм.
— Какие документы в ее развитие будет готовить и принимать ваш Комитет?
— Мы беспощадно сокращаем количество бесполезных согласований и документов, и прекрасно видим – темпы строительства ускоряются, бюджетные деньги экономятся, а отрасль становится более привлекательной для инвесторов. Стратегия развития предусматривает продолжение такой работы. Только за прошлый год нам удалось вычеркнуть из цепочки более 200 документов и согласительных процедур, мы движемся по пути максимальной разбюрократизации.
Что касается принятия новых законов, то сейчас мы совместно с коллегами из Минстроя анализируем, какие еще нормы и нормативы можно унифицировать для еще более интенсивного развития отрасли.
Отраслевые национальные объединения – это площадки, на которых представители отрасли формируют консолидированное общественное мнение по различным направлениям. Именно поэтому оценка со стороны НОСТРОЙ и НОТИМ особенно важна для понимания места и роли такого документа как Стратегия.
Президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков:
— НОСТРОЙ поддерживает Стратегию развития строительной отрасли до 2030 года. Проект стратегии прошел все стадии общественных обсуждений, досконально рассматривался на различных экспертных площадках и дорабатывался с учетом поступивших предложений. НОСТРОЙ стал одной из первых организаций, принявших участие в разработке, и ряд предложений нацобъединения учтены в финальной версии документа.
В итоге на сегодняшний день стратегия представляет собой качественный документ с детально проработанными структурой и содержанием. Это своего рода финансовый компромисс возможностей государства и бизнеса на длительный период. Важнейшим моментом, который учтен в стратегии, является привлечение в отрасль инвестиций, что создаст благоприятные условия для развития промышленного строительства. Длительность строительно-инвестиционного цикла составляет от одного года до трех лет. Чтобы отрасль могла принимать решения сейчас и строить планы на среднесрочный период, нужны реперные точки, которые как раз и заложены в стратегии. Отмечу, что это не декларативный документ – его реализацию даст реальный экономический эффект. В частности, те мероприятия, которые заложены в разделе «Новый ритм строительства», позволят бизнесу не только сократить сроки строительства, но и сэкономить реальные денежные средства, сохранив при этом качество и безопасность.
Кроме того, мероприятия по вовлечению в оборот новых земельных участков, развитие механизмов комплексной застройки позволят гармонизировать развитие территорий. Со стратегией во всех смыслах синхронизируются федеральные программы и проекты не только Минстроя России, но и других министерств – это очень важно для устойчивого развития территорий в целом.
Президент Национального объединения организаций в сфере технологий информационного моделирования (НОТИМ) Михаил Викторов:
— НОТИМ поддерживает Стратегию развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года и будет принимать все меры для ее реализации. При ее подготовке шли многочисленные дискуссии и в итоге сработал принцип «Семь раз отмерь – один раз отрежь». Очень показательно, что Стратегия принята именно сейчас, когда нужно определять четкие пути, цели, задачи развития отрасли и ответственных за их реализацию.
Несмотря на то, что раздел по цифровизации в Стратегии числится под номером 10, тем не менее, в самом начале этого раздела написано, что цифровизация в строительстве является передовым инструментом достижения стратегических целей и национальных задач. Этим определяется сразу все. Конечно, и стройматериалы, и техника, и кадры – это все очень важно, но на данный момент именно программное обеспечение, цифровые подходы и алгоритмы, изменение системы управления стройкой снизу и до высшего федерального уровня играют ключевую роль. Если мы это сделаем, то мы будем конкурентны, независимы и обеспечены соответствующей безопасностью.
Хочу отметить, что помимо того, что НОТИМ активно участвовал в разработке своего блока Стратегии, ряд положений этого документа почти дословно повторяет резолюции конгрессов и совещаний, которые проводил НОТИМ как в Москве, так и в ряде регионов России. Очень важно, что обратная связь, которую мы стараемся обеспечить для Минстроя России, аппарата правительства, профильного вице-премьера, работает. И наличие в Стратегии соответствующих предложений по внедрению конкретных технологий — автоматизация, внедрение машиночитаемых алгоритмов в работу экспертиз, стройнадзора, эксплуатирующих организаций — которые представляет и продвигает НОТИМ, нас, прямо скажем, воодушевляет.
Более того, могу сказать как эксперт, участвовавший в этой работе, многие из целей стратегии уже реализовываются. Мы участвуем в разработке и развитие суперсервиса «Цифровое строительство» — еще два года назад эта идея обсуждалась на стратегических сессиях под руководством вице-премьера Марата Хуснуллина, а сейчас это уже предметная разработка, которая выйдет на апробацию в 2023 году.
Должен отметить, что реалистичность Стратегии выражается в том, что присутствуют совершенно четкие блоки в части проблематики и вызовов, которые стоят перед отраслью, и по цифровизации здесь все отражено на 100% верно: и консерватизм, и цифровая незрелость, и отсутствие цифровой грамотности на многих уровнях. Потому что наличие лидеров, которые работают на мировом уровне, не означает, что вся страна работает именно так. Поэтому уделить внимание в рамках реализации стратегии всем субъектам федерации — это задача данного документа, и НОТИМ рассматривает себя как одни из инструментов этой работы.