Cаморегулируемая организация союз
«Межрегиональное объединение организаций
специального строительства»
129164, г. Москва,
ул. Маломосковская, д. 10, эт. 4, пом. 13
Проектное СРО
129164, г. Москва,
ул. Маломосковская, д. 10, эт. 4, пом. 13

Стратегия развития строительной отрасли нужна всем – власти, общественности, бизнесу

Стратегия развития строительной отрасли нужна всем – власти, общественности, бизнесу


Стратегия развития строительной отрасли нужна всем – власти, общественности, бизнесу

21 ноября 2022

2
ноября 2022 г. председатель Правительства России Михаил Мишустин утвердил
Стратегию развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 г.

2 ноября 2022 г. председатель Правительства России Михаил Мишустин утвердил Стратегию развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 г.

 

Согласно документу к концу 2030 г. в России суммарный десятилетний объем ввода жилья должен составить не менее 1 млрд кв. м без снижения требований к качеству и безопасности построенных домов. Кроме того, в ней обозначен ряд целей, способствующих достижению обозначенных объемов ввода. «По свежим следам» мы решили обратиться к депутатам и отраслевым национальным объединениям, как они расценивают принятие этого документа.

 

Появление утвержденной Стратегии развития строительной отрасли важно не только для самих строителей, но и для законодателей, которые должны поддержать ее реализацию соответствующими документами. Об этом рассказал председатель Комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов:

 

— Сергей Александрович, как, по вашему мнению, появление Стратегии повлияет на строительный комплекс России?

— Документ объемный по сути и очень краткий, с точными и выверенными формулировками, за которыми стоит несколько лет очень обстоятельной работы, консультаций с участниками рынка, специалистами и экспертами. Фактически именно по нему стройкомплексу предстоит работать вплоть даже не до 2030 года, а планово до 2035 года.

Хочу отметить, что в условиях беспрецедентного санкционного давления такое планирование просто необходимо. Понятно, что будут коррективы, но базовый сценарий должен существовать. Это одновременно и правила игры, и всеми принятая система координат, и аппарат базовых определений и терминов.

Кстати, рассматриваются сразу два сценария развития отрасли, то есть план «Б» у Правительства тоже есть. И это очень важно, что мы не ориентируемся только на благоприятные условия, предусматриваем и развитие в ситуации максимальной турбулентности.

Один из самых важных аспектов — борьба с административными барьерами. Об этом в Стратегии сказано очень много. В частности, среди первых задач указаны сокращение продолжительности инвестиционно-строительного цикла не менее чем на 30% и обеспечение максимальной прозрачности его процедур за счет их цифровизации. Решение этих вопросов придаст строительству новый ритм.

 

— Какие документы в ее развитие будет готовить и принимать ваш Комитет?

— Мы беспощадно сокращаем количество бесполезных согласований и документов, и прекрасно видим – темпы строительства ускоряются, бюджетные деньги экономятся, а отрасль становится более привлекательной для инвесторов. Стратегия развития предусматривает продолжение такой работы. Только за прошлый год нам удалось вычеркнуть из цепочки более 200 документов и согласительных процедур, мы движемся по пути максимальной разбюрократизации.

Что касается принятия новых законов, то сейчас мы совместно с коллегами из Минстроя анализируем, какие еще нормы и нормативы можно унифицировать для еще более интенсивного развития отрасли.

 

 

Отраслевые национальные объединения – это площадки, на которых представители отрасли формируют консолидированное общественное мнение по различным направлениям. Именно поэтому оценка со стороны НОСТРОЙ и НОТИМ особенно важна для понимания места и роли такого документа как Стратегия.

 

Президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков:

— НОСТРОЙ поддерживает Стратегию развития строительной отрасли до 2030 года. Проект стратегии прошел все стадии общественных обсуждений, досконально рассматривался на различных экспертных площадках и дорабатывался с учетом поступивших предложений. НОСТРОЙ стал одной из первых организаций, принявших участие в разработке, и ряд предложений нацобъединения учтены в финальной версии документа.

В итоге на сегодняшний день стратегия представляет собой качественный документ с детально проработанными структурой и содержанием. Это своего рода финансовый компромисс возможностей государства и бизнеса на длительный период. Важнейшим моментом, который учтен в стратегии, является привлечение в отрасль инвестиций, что создаст благоприятные условия для развития промышленного строительства. Длительность строительно-инвестиционного цикла составляет от одного года до трех лет. Чтобы отрасль могла принимать решения сейчас и строить планы на среднесрочный период, нужны реперные точки, которые как раз и заложены в стратегии. Отмечу, что это не декларативный документ – его реализацию даст реальный экономический эффект. В частности, те мероприятия, которые заложены в разделе «Новый ритм строительства», позволят бизнесу не только сократить сроки строительства, но и сэкономить реальные денежные средства, сохранив при этом качество и безопасность.

Кроме того, мероприятия по вовлечению в оборот новых земельных участков, развитие механизмов комплексной застройки позволят гармонизировать развитие территорий. Со стратегией во всех смыслах синхронизируются федеральные программы и проекты не только Минстроя России, но и других министерств – это очень важно для устойчивого развития территорий в целом.

Президент Национального объединения организаций в сфере технологий информационного моделирования (НОТИМ) Михаил Викторов:

— НОТИМ поддерживает Стратегию развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года и будет принимать все меры для ее реализации. При ее подготовке шли многочисленные дискуссии и в итоге сработал принцип «Семь раз отмерь – один раз отрежь». Очень показательно, что Стратегия принята именно сейчас, когда нужно определять четкие пути, цели, задачи развития отрасли и ответственных за их реализацию.

Несмотря на то, что раздел по цифровизации в Стратегии числится под номером 10, тем не менее, в самом начале этого раздела написано, что цифровизация в строительстве является передовым инструментом достижения стратегических целей и национальных задач. Этим определяется сразу все. Конечно, и стройматериалы, и техника, и кадры – это все очень важно, но на данный момент именно программное обеспечение, цифровые подходы и алгоритмы, изменение системы управления стройкой снизу и до высшего федерального уровня играют ключевую роль. Если мы это сделаем, то мы будем конкурентны, независимы и обеспечены соответствующей безопасностью.

Хочу отметить, что помимо того, что НОТИМ активно участвовал в разработке своего блока Стратегии, ряд положений этого документа почти дословно повторяет резолюции конгрессов и совещаний, которые проводил НОТИМ как в Москве, так и в ряде регионов России. Очень важно, что обратная связь, которую мы стараемся обеспечить для Минстроя России, аппарата правительства, профильного вице-премьера, работает. И наличие в Стратегии соответствующих предложений по внедрению конкретных технологий — автоматизация, внедрение машиночитаемых алгоритмов в работу экспертиз, стройнадзора, эксплуатирующих организаций — которые представляет и продвигает НОТИМ, нас, прямо скажем, воодушевляет.

Более того, могу сказать как эксперт, участвовавший в этой работе, многие из целей стратегии уже реализовываются. Мы участвуем в разработке и развитие суперсервиса «Цифровое строительство» — еще два года назад эта идея обсуждалась на стратегических сессиях под руководством вице-премьера Марата Хуснуллина, а сейчас это уже предметная разработка, которая выйдет на апробацию в 2023 году.

Должен отметить, что реалистичность Стратегии выражается в том, что присутствуют совершенно четкие блоки в части проблематики и вызовов, которые стоят перед отраслью, и по цифровизации здесь все отражено на 100% верно: и консерватизм, и цифровая незрелость, и отсутствие цифровой грамотности на многих уровнях. Потому что наличие лидеров, которые работают на мировом уровне, не означает, что вся страна работает именно так. Поэтому уделить внимание в рамках реализации стратегии всем субъектам федерации — это задача данного документа, и НОТИМ рассматривает себя как одни из инструментов этой работы.

Последнее изменение страницы: 08.02.2023 - 09:06:58
Дата создания страницы: 21.11.2022 - 10:07:00