Cаморегулируемая организация союз
«Межрегиональное объединение организаций
специального строительства»
129164, г. Москва,
ул. Маломосковская, д. 10, эт. 4, пом. 13
129164, г. Москва,
ул. Маломосковская, д. 10, эт. 4, пом. 13

Лифтовая отрасль: в чем проблемы и как их решать

Лифтовая отрасль: в чем проблемы и как их решать


Лифтовая отрасль: в чем проблемы и как их решать
31 октября 2022

Последние годы показали, что ситуацию в сфере лифтовых услуг нельзя считать позитивной и стабильной.

Отсутствие бюджетного финансирования в производстве подъемников, нехватка средств при замене изношенного лифтового парка, наличие довольно солидной прослойки непрофессиональных лифтовых организаций - все это снижает не только темпы замены изношенных и монтажа новых лифтов, но и напрямую ведет к снижению безопасности пользования вертикальным транспортом.
Как оценивают профессионалы положение в отрасли?
Своим мнением делится Виктор Тишин, президент Национального Лифтового Союза (НЛС):

— По приблизительным данным, сегодня в стране действуют около двух  тысяч монтажных и сервисных лифтовых организаций. Что касается монтажников, то эти предприятия почти полностью находятся в ведении строительных СРО, что не всегда лучшим образом сказывается на их деятельности. Надо сказать, что в составе членов НЛС сегодня присутствует СРО «Союз «Межрегиональное объединение организаций специального строительства» (СРО Союз «МООСС»), где числится около 50 монтажных лифтовых предприятий. И в Ассоциации «Лифтсервис» существует небольшой блок монтажников (около 30 организаций). НЛС плотно контактирует с этими предприятиями, изучает их проблемы и оказывает необходимую практическую помощь как в рамках нормативных документов, так и в консультационном плане. В сфере сервисных предприятий под эгидой НЛС работает половина специализированных лифтовых организаций. Их деятельность не вызывает нареканий собственников.

Что касается объема лифтового парка в стране, то здесь, к сожалению, точной цифры нет, поскольку лифтовой статистикой реально не занимается никто. По данным Ростехнадзора, в стране зарегистрировано 429 тысяч лифтов, 4,5 тысяч подъёмных платформ и 9 тысяч эскалаторов (не считая метрополитен). По данным Минстроя, у нас уже 527 тысяч лифтов в жилом секторе, а по приблизительным данным независимых экспертов, называется цифра 700 тысяч. В целом ситуация, как видим, довольно размытая.

Напомню, что еще в 2012 году при НЛС была создана Единая лифтовая информационно-аналитическая система (ЕЛИАС), где своими силами лифтовики собирают статистические данные о лифтах. В ежегодном справочнике ЕЛИАС содержатся данные о лифтах, введённых в эксплуатацию в РФ, цифры по статистике производства новых лифтов и лифтов, требующих замены. Отдельным блоком выделена статистика несчастных случаев и происшествий, произошедших как по вине пользователей, так и по вине обслуживающих лифтовых организаций. К сведению строителей: на сегодняшний день сборник ЕЛИАС — единственный в стране реально доступный справочник лифтовой статистики и аналитики, который можно приобрести, обратившись в АДС «СО «Лифтсервис».

Производство лифтов — почему буксуют лифтостроители
В последнее время, к сожалению, мы видим тенденцию уменьшения выпуска лифтов. Есть проблемы у Карачаровского механического завода, который в марте объявили банкротом. Омский завод «Сиблифт» в непонятном, подвешенном, предбанкротном состоянии. Заметно снизил обороты подмосковный «Евролифтмаш», просел на 26 % белорусский «Могилевлифтмаш». Всего по стране по сравнению с прошлым годом производство лифтов снизилось почти на 13%. Связано это с тем, что заводы не имеют нужного объема заказов, а значит, не могут работать на полную мощность. Отсутствие должного финансирования объемов производства — вот главная причина нехватки нового лифтового парка. Это нас тревожит и заставляет искать пути оздоровления производства.

Нельзя не отметить самый острый вопрос — лифты для высотных зданий со скоростью движения более 2,5 м/с. У нас в стране такие подъемники не производятся, а европейские компании, как известно, с российского рынка ушли. Многие застройщики оказались перед сложным выбором: где искать лифты — Китай, Турция, Корея? Из этих стран уже начинают просачиваться разного рода псевдо-производители. Насколько качественный продукт они предлагают? Известны случаи, что некая импортная компания поставляла лифты крайне низкого качества, а когда они стали выходить из строя, покупатели не смогли найти концы компании-однодневки. Чтобы не попасть в подобную ситуацию, строителям нужно работать в тесном контакте с лифтовиками, с их экспертами.

Не найдем денег — треть лифтов по стране встанут
Одной из самых сложных проблем лифтового сообщества сегодня является замена лифтов, отработавших свой срок. Число таких подъемников, которые нужно поменять в срок до 2025 года, колеблется от 100 до 140 тысяч. И если учесть, что мы сегодня меняем в два раза меньше лифтов, чем надо, то прогнозы выполнения требований Технического регламента Таможенного Союза довольно пессимистичны. Основная причина здесь также в нехватке средств собственников на замену дорогостоящего лифтового оборудования. Мы предпринимаем определенные меры по оказанию помощи и содействия в этом плане, но, определенно, без использования бюджетных средств, без помощи государства, выдержать сроки замены лифтов нереально.

Госрегулирование лифтопроизводства — негатив или благо?
В октябре прошлого года была создана Евразийская лифтовая ассоциация (ЕЛА). В нее вошли российские Щербинский лифтостроительный завод (ЩЛЗ), ПО «Евролифтмаш» и белорусский ОАО «Могилевлифтмаш». Эти заводы производят около 40% всех лифтов в России. Не секрет, что ЕЛА создана под эгидой известной госкорпорации ДОМ.РФ. С одной стороны, в этом мы видим хорошие перспективы и надеемся, что финансирование производства лифтов со стороны ДОМ.РФ будет серьезным подспорьем и поспособствует частичному решению ряда проблем. С другой стороны, мы видим, что под влияние госкорпорации могут попасть московский «КМЗ» и сибирский «Сиблифт», а это прямой путь к монополизации производства лифтов в целом по стране. Всем известно к чему приводит отсутствие конкуренции. Этого надо опасаться. В любом случае НЛС будет сотрудничать и с ЕЛА, и с ДОМ.РФ. Будем наблюдать, как развиваются события, будем отстаивать свое мнение и защищать интересы средних и мелких производителей, в том числе и монтажных организаций.

Недавно Минстрой РФ выдвинул проект постановления, в котором предлагается предоставить право региональному оператору капитального ремонта (заказчику) проводить отдельную закупку лифтов у заводов-изготовителей и отдельную закупку на выполнение монтажных работ. В министерстве полагают, что тем самым будет повышена эффективность замены лифтов при капитальном ремонте. О такой возможности приобретения лифтов говорят не один год. Были даже определены пилотные территории для апробирования эффективности данных предложений.

Разумеется, подобная процедура имеет право на жизнь, но есть много нюансов негативного плана, которые могут привести к исчезновению как мелких производителей лифтов, так и ряда монтажных лифтовых организаций. В целом НЛС не против подобных изменений, но считает, что возможность прямых раздельных закупок должна осуществляться в добровольном порядке по желанию фондов капитального ремонта как основных заказчиков лифтового оборудования и услуг по монтажу. Наша задача — способствовать развитию лифтовой отрасли, но никак не ее разрушению или ослаблению.


Возврат к списку

Последнее изменение страницы: 27.07.2020
Дата создания страницы: 02.08.2012