Cаморегулируемая организация союз
«Межрегиональное объединение организаций
специального строительства»
129164, г. Москва,
ул. Маломосковская, д. 10, эт. 4, пом. 13
129164, г. Москва,
ул. Маломосковская, д. 10, эт. 4, пом. 13

Ремонт вместо замены: новых запчастей для лифтов почти нет

Ремонт вместо замены: новых запчастей для лифтов почти нет


Ремонт вместо замены: новых запчастей для лифтов почти нет
6 июля 2022

Согласно данным Росстата за 5 месяцев 2022 года, производство лифтов в России упало на 37% и составило 7,8 тысяч штук. Причина – уход из России ведущих иностранных производителей лифтов, таких как «ОТИС» и «Коне».

При этом объемы строительства многоквартирного многоэтажного жилья пока только нарастают, так что вскоре российских лифтов на всех перестанет хватать, а китайские аналоги довольно часто не соответствуют требованиям качества и безопасности. Да и в существующих зданиях работает более полумиллиона лифтов разной степени устаревания, которые нужно обслуживать и при необходимости ремонтировать. А с запасными частями к лифтам проблема не менее сложная, нежели с новыми лифтами.

Каким же образом лифтовики собираются обслуживать действующее лифтовое хозяйство и не придется ли вскоре жителям ходить на 15 этаж пешком? Об этом мы беседуем с генеральным директором ООО «МЭП Рульлифт», членом СРО Союза «МООСС» Константином Чучаевым:

- Константин Алексеевич, сколько ежегодно нужно ремонтировать лифтов?

- По всей стане нужно ежегодно планово ремонтировать или заменять 46 тысяч лифтов. А всего лифтов в стране более полумиллиона. Лифт – сложный механизм, который требует постоянного технического обслуживания и ремонта. Причем ремонт может быть как планово-предупредительным, так и по факту поломки. Во времена СССР планы по ремонту лифтов жестко утверждались, и мы точно знали, сколько и когда нужно отремонтировать лифтов. Сейчас этого нет, мы работаем по факту поломки лифта – срочно покупаем сломавшийся механизм и максимально быстро его меняем. Никаких складов запчастей у нас нет, и спланировать, что именно придется покупать и менять, при такой ситуации невозможно.

- Кто занимается такими закупками? Собственник здания? Управляющая компания?

- Управляющие компании к этому не имеют никакого отношения, этим занимаются лицензированные эксплуатирующие организации, такие как «Русьлифт». Все организации работают «на отказ»: перегорел двигатель – срочно закупили и поменяли.

- Сколько в России отечественных лифтов и иностранных? Потому что с запчастями к иностранным лифтам, как я понимаю, теперь могут возникнуть проблемы…

- Дело даже не в том, сколько чисто иностранных лифтов работает в России – их примерно одна треть, а в том, что и отечественные лифты на 30% состоят из иностранных комплектующих. В России лебедки, на которых работают лифты, только иностранные. Электроника, главный привод, редуктор, генератор на всех российских лифтах исключительно иностранные. И сейчас с этими комплектующими могут быть проблемы – мы не сможем поставить новые, и придется ремонтировать сломавшиеся.

- На самом деле, это страшно – вместо новых деталей будут ставиться неизвестно кем и как отремонтированные старые?

- Да, то что мы вынуждены вместо закупки новых деталей, которые стали недоступны, ремонтировать старые - это вынужденная мера. Лифты должны ходить, люди должны ими пользоваться. Поэтому придется какое-то время именно так выходить их положения. Я думаю, что это временная проблема, потому что тот же главный привод типа «ОТИСА» выпускается в Ижевске, но их мощности небезграничны – они только-только обеспечивают новостройки, а на ремонт лифтов у них уже может не хватить мощностей.

- Не получится ли так, что запчасти к лифтам, поскольку появится такая потребность, начнут делать умельцы на каких-то непонятных производствах?

- Определенная опасность в этом есть – конечно, не главный привод, но какие-то детали, исходя из потребностей рынка, могут начать выпускать производства, которые раньше этим не занимались. Для того, чтобы у нас не было таких проблем, России нужны новые лифтовые заводы, своя лифтостроительная отрасль. Например, в Китае 90 заводов выпускают миллион лифтов в год. А в России нет своего лифта – вот в чем дело. Нужна государственная программа по развитию лифтовой отрасли, по строительству новых заводов. Нужно создавать свой современный лифт.

- Для этого нужны, для начала, свои научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, которых тоже нет…

- К сожалению, да. Мы недавно ездили на Могилевский лифтостроительный завод – они сейчас работают на полную мощность, там стоят новейшие японские и немецкие станки, и стоит очередь за лифтами на несколько месяцев вперед.

- Видимо, речь должна идти не о том, что в лифтовой отрасли должно быть все свое, а о международной кооперации?

- Она у нас была, мы на нее понадеялись – и теперь остались без лифтов и запчастей. И с китайцами тоже далеко не все так просто – допустим. Они нас сейчас выручат, но они же могут под давлением международных санкций поставки прекратить. Поэтому на данный момент для нас выход, чтобы лифты не останавливались, - наладить ремонт ломающихся деталей лифтов. Я надеюсь, что мы все это переживем и скоро будем закупать нормальные запасные части, но пока такого нет – будем перематывать двигатели, ремонтировать шкивы, использовать восстановленное оборудование и ждать возможности покупки отечественных запасных частей.

- Это может повлиять на безопасность и качество лифтов?

- Конечно. Я не думаю, что людям станет опасно ездить на лифтах или лифты начнут массово падать – это все преувеличено, это исключительные случаи. Я бы сказал, что будет некоторый дискомфорт – двери будут закрываться со скрипом, лебедка будет работать с небольшими рывками – но прямой опасности от такого ремонта нет.


Возврат к списку

Последнее изменение страницы: 27.07.2020
Дата создания страницы: 02.08.2012