Cаморегулируемая организация союз
«Межрегиональное объединение организаций
специального строительства»
129164, г. Москва,
ул. Маломосковская, д. 10, эт. 4, пом. 13
129164, г. Москва,
ул. Маломосковская, д. 10, эт. 4, пом. 13

Михаил Викторов: «СРО Союз «МООСС» стоит на защите интересов строительных компаний»

Михаил Викторов: «СРО Союз «МООСС» стоит на защите интересов строительных компаний»


Михаил Викторов: «СРО Союз «МООСС» стоит на защите интересов строительных компаний»
10 Декабря 2019
В начале декабря Национальное объединение строителей отметит свое десятилетие. С его созданием началось реальное становление системы СРО в строительной отрасли. Михаил Викторов, председатель Совета СРО Союз «Межрегиональное объединение организаций специального строительства» - один из тех, кто стоял у истоков саморегулирования. Туда ли пришла созданная 10 лет назад система, и как себя чувствует в ней возглавляемая им СРО?

- Михаил Юрьевич, в ноябре мы отметили 10 лет со дня Всероссийского съезда СРО, на котором было создано Национальное объединение строителей. Одним из главных организаторов и учредителей тогда выступила СРО Союз «МООСС». А с чем подходит СРО номер один к этому 10-летнему юбилею?

- Прежде всего, я хочу отметить, что мы прошли этот путь достойно и без потерь. Деньги строителей, собранные в компенсационном фонде, сохранены полностью, а компании – наши члены не причиняли за эти годы нам каких-то серьезных потрясений. Конечно, реформа 2017 года значительно сократила в СРО «МООСС» количество организаций специального строительства, но к нам влились лифтовики и застройщики, и мы по-прежнему чувствуем себя весьма уверенно.

Наша СРО – Совет, компании и дирекция - прошли все перипетии реформы и проверок в числе первых, причем без замечаний. Можно считать, что на нас  обкатывали все новеллы саморегулирования, те или иные требования, которые заложила реформа 2017 года. А дальше мы продолжили заниматься работой в интересах наших членов. Ведь, если обернуться на 10 лет назад и вспомнить, ради чего, а самой главное – ради кого мы задумывали и делали систему саморегулирования, то ответ очевиден – ради строительных компаний! И мы хотели, чтобы система СРО была не только регулятором и контролером, но и защитником и проводником чаяний своих членов.

Поэтому в этом году мы развиваем программы, связанные с повышением информационной и юридической защиты наших членов. Прежде всего, большинство наших компаний волнуют вопросы госзаказа, потому что совсем недавно изменилось законодательство, наработаны первые практики, и наши члены хотят знать, как работать в новых условиях. Мы провели учебный семинар с участием высокопрофессионального лектора-практика, который дал соответствующие разъяснения и рекомендации. Для наших компаний это очень ценно, и мы уже получаем благодарности за эту работу. Есть и еще горячие темы – ценообразование, организация контрольной деятельности, регистрация прав на недвижимое имущество, межевание земельных участков, кадастрирование. Понятно, что у каждой темы есть своя аудитория, но нужно понимать, что даже наши 240 организаций имеют очень разнообразный опыт как промышленного, так и жилищного строительства, поэтому на каждый семинар набирается своя аудитория от 30 до 50 человек.

Конечно, хотелось бы, чтобы это делалось не только в рамках СРО «МООСС», а на общемосковском уровне, по линии и программам Национального объединения строителей.

В этом плане мы усиливаем наше взаимодействие с НОСТРОем, предлагаем тематику мероприятий и конструктивные решения, по-хорошему критикуем и активно стремимся обратить внимание коллег и партнеров на интересы и нужды не СРО, а именно строительных компаний. Процесс идет, не всегда так активно, как нам хотелось бы, но я надеюсь, что десятилетний рубеж создания НОСТРОЙ будет придавать его нынешнему руководству дополнительный импульс для расширения круга  полезных дел в рамках системы СРО. Я считаю, что наш опыт – это пример для тиражирования, в том числе и на общероссийском уровне.

- То есть СРО Союз «МООСС» реально полезна своим членам?

- Да, полезна. Во-первых, у нас идет постоянный диалог с нашими членами, мы стараемся выполнять все их просьбы, помогать с решением проблем. Ни одна просьба не остается без внимания. Поэтому на общем собрании люди подходят, благодарят – это всегда приятно. Второе – мы всегда готовы вклиниться в любую конфликтную ситуацию у наших членов. Другое дело, что наши компании очень серьезно прорабатывают вопросы, не допускают ошибок и нарушений. Но я настаиваю и буду настаивать на превентивных мерах, когда мы стараемся дать нашим компаниям актуальную информацию заранее, чтобы они были предупреждены и вооружены знаниями и могли действовать уверенно, осознанно и без ошибок.

Отдельно можно остановиться на наградных процедурах, потому что я считаю, что в канун праздников или юбилеев компаниям крайне важно поощрять рядовых сотрудников, ветеранов, молодежь. Государственным наградам сейчас вновь уделяется большое значение, в ряде наград имеются определенные льготы. Мы тоже этим занимаемся, потому что нашим компаниям это нужно. Готовы поделиться этим опытом на любом уровне.

- Вы упомянули, что прошли реформу СРО без потерь, однако отношение к этой реформе весьма скептическое. Как теперь оказывается, очень многие негативные ее последствия не были просчитаны…

- Да, вы правы, тем более что очень многие критические замечания, которые высказывались на старте реформы, сейчас подтверждены 2-3-летней практикой. Что мы имеем по факту сейчас? Отсутствие специализации, анонимность и безответственность подрядчика, выбытие широкого круга подрядных организаций из сферы ответственности СРО –  все это не способствует повышению качества и безопасности в строительстве. 10-летний юбилей – это хорошая возможность, с одной стороны, подвести положительные итоги работы, а с другой стороны, признать ошибки и исправлять их.

Еще одна очень противоречивая тема – компенсационные фонды СРО. Вокруг нее уже столько сломано копий, но практика показывает, что этот институт реально не работает. Давайте вернем страхование ответственности строительных компаний и уберем компфонды! Считаю, что этой теме нужно посвятить отдельную дискуссию на самом высоком уровне. Ведь страхование работало и работает, объекты страховались и были прекрасно защищены, страховые компании выплачивали страховые выплаты, в том числе и при нанесении ущерба от стихийных бедствий. Зачем нужно было уничтожать этот механизм? Это, несомненно, негативный итог реформы СРО.

- Вы стояли у истоков создания системы СРО. Соответствует ли она сегодня тем задумкам, которые были 10 лет назад?

- Надо понимать, что система саморегулирования задумывалась даже не 10 лет назад, а 12 или 14, причем на волне очень существенных, принципиальных изменений в экономике страны. В тот момент министерство экономики во главе с Германом Грефом было одним из серьезнейших и эффективнейших реформаторов. Причем все, что говорилось и намечалось, потом активно делалось – и сокращение административных барьеров, и прекращение лицензирования, и переход отрасли на самоуправление.

Конечно, многое в тот момент задумывалось как некая идеальная схема, которую мы потом стремились быстро претворить в жизнь. Но потом российская специфика начала менять эту кристально чистую, демократичную схему. Да, управление отраслью было передано в руки самих строителей, но мы с самого начала предупреждали, что определенные болячки и изъяны могут перекочевать из системы лицензирования в саморегулирование вместе с многочисленной армией посредников и коммерсантов, для которых суть лицензирования была коммерческой и продажной. Но, несмотря на то, что мы об этом предупреждали, законодательный фильтр поставлен не был. И уже в первые два года стало очевидно, что болезнь коммерциализации стала вытравливать систему  СРО изнутри и снижать ее эффективность. Но быстро отреагировать и законодательная, и исполнительная власть не смогла - проблемой серьезно занялись только на восьмой год существования СРО. Так что в этой части система СРО потеряла не меньше четырех лет.

Наверно, за последние годы из саморегулирования и из Нацобъединения как верхушки это системы ушла демократичность. Вспомните, по сколько часов шли первые съезды НОСТРОя – это было, действительно, событие для отрасли, на которое съезжались со всей страны почти по тысяче участников! Потому что была дискуссия, обмен мнениями, интересная повестка дня. А как ярко и жестко выступали участники съездов! И самое главное, что руководство НОСТРОя никого не останавливало и не репетировало выступления заранее. Но когда съезды проходят за один час – они становятся никому не интересны и ни на что не влияют. Возникает вопрос: а зачем приезжать, зачем участвовать? И в последние годы было видно, что вместо первых лиц СРО стали приезжать технические сотрудники – юристы, заместители, которые просто голосуют за набор документов. Формализма, бюрократии стало гораздо больше. Я имею право так говорить как первый руководитель Аппарата НОСТРОЙ.

Поэтому обратную связь, веру строительных компаний в то, что они через СРО и НОСТРОЙ могут повлиять на дела в отрасли, нужно восстанавливать. Как нужно восстанавливать и альтернативные выборы президента НОСТРОЙ, чтобы несколько человек представляли свои программы дальнейшего развития Нацобъединения, системы саморегулирования и строительной отрасли в целом. Сейчас этой конкуренции нет, и поэтому статус президента, которого выбирают на безальтернативной основе, искусственно занижен. Хотя и действующий президент вполне мог успешно конкурировать со своими коллегами, да и два предыдущих - тоже. Это тоже изъян, который снижает эффективность системы СРО и лишает веры в нее компаний - членов СРО.

- Какие задачи вы бы поставили перед НОСТРОем и СРО на ближайшие пять лет?

- Сейчас отношения органов государственной власти к НОСТРОю и к системе СРО одно из благоприятнейших. И этот ресурс доверия со стороны власти нужно использовать в интересах рядовых компаний, постараться обеспечить систему трансляции мнений представителей отрасли снизу наверх, чтобы у профильного министра и вице-премьера был сформирован актуальный свод проблем, а также пути их решения. Вот этого сейчас не хватает. Поэтому я надеюсь, что в ближайшие пять лет система управления НОСТРОем, определение его приоритетов, первоочередных задач и даже распределение бюджета претерпит существенную  оптимизацию. То же самое можно сказать и о СРО. После этого вера и в СРО, и в НОСТРОЙ  вернется как со стороны строителей, так и со стороны наиболее уважаемых отраслевых чиновников. Тогда и будет выстроен баланс интересов.

Елена Медынцева

Возврат к списку

Последнее изменение страницы: 27.07.2020
Дата создания страницы: 02.08.2012