Cаморегулируемая организация союз
«Межрегиональное объединение организаций
специального строительства»
129164, г. Москва,
ул. Маломосковская, д. 10, эт. 4, пом. 13
129164, г. Москва,
ул. Маломосковская, д. 10, эт. 4, пом. 13

Материалы в СМИ

Материалы в СМИ


17.10.2012
В январе 2012 года вышел очередной выпуск газеты "Строительный Эксперт" под номером 01-02 (326) в котором журналисткой Натальей Смирновой было взято эксклюзивное интервью у Генерального директора СРО НП «Межрегиональное объединение организаций специального строительства» («МООСС») Николая Васильевича Куманяева, «спецтрестовича» более чем с 50-летнем стажем в профессии, который рассказал о жизни СРО НП «МООСС» в условиях саморегулируемого рынка.
В январе 2012 года вышел очередной выпуск газеты "Строительный Эксперт" под номером 01-02 (326) в котором журналисткой Натальей Смирновой было взято эксклюзивное интервью у Генерального директора СРО НП «Межрегиональное объединение организаций специального строительства» («МООСС») Николая Васильевича Куманяева, «спецтрестовича» более чем с 50-летнем стажем в профессии, который рассказал о жизни СРО НП «МООСС» в условиях саморегулируемого рынка.

- Для чего было нужна реорганизация Спецстроя и переход из положения военного в разряд гражданского ведомства?
- Рядовым членам довольно сложно судить об истинных причинах этого события. Возможно, руководство исходило из того, что многие задачи, решаемые сегодня Спецтрестом, не завязанные, будем так говорить, с обороноспособностью страны. Какие-то проекты по «оборонке» были закрыты, какие-то - завершены, изменились объемы финансирования. Спецстрой, как известно, издавался в 1951 году, еще при И.В. Сталине, когда надо было создавать систему противовоздушной обороны вокруг Москвы и Ленинграда. Объемы работ по тем временам были огромными: только одних солдат и офицеров в Спецстрое в те годы работало около 100 тысяч. А теперь - военных в составе Спецстроя почти не осталось, за исключением связистов, все прочие стали гражданскими служащими.
Во времена Советского Союза Главспецстрой строил объекты в основном для 9 оборонных отраслей промышленности. Мы выполняли крупные работы для космической отрасли, дорожников, военно-морских сил, авиации, для судостроительной промышленности, в области электроники, радиопромышленности. Сегодня их старых заводов, обслуживавших «оборонку», функционирует единицы. В 90-е годы, в процессе перехода от планово-распределительной системы к рыночным отношения, государство практически утеряло управляемость оборонным производством. Это при том, что ОПК (оборонно-промышленный комплекс) содержит целый ряд стратегических значимых объектов, в отличие от гражданского сектора промышленности, и требует значительного участия государства в регулировании оборонного производства. На протяжении нескольких лет коренным изменениям неоднократно подвергались правительственная вертикаль управления ВПК. К концу 90-х было приведено одиннадцать перестроек системы управления оборонным комплексом. Им в в эти годы руководил Минпром (1991г.), Роскомоборонпром (1992г.), Госкомоборонпром (с 1993г.), Миноборонпром (с 1996г.) и, наконец, с 1997 года Министерство экономики. В 1996 году, с принятием Госпрограммы вооружения, начало происходить формирование нового облика «оборонки». Стали возникать холдинги, появились первые федеральные казенные заводы, начал функционировать рынок.

Многие предприятия оборонного комплекса были обанкрочены либо акционированы, другие получили лицензии на право экспорта вооружения, был упразднен ряд министерств, входящих в ОПК. К 1998 году количество оборонных предприятий сократилось с 1700 до 600. Выпуск вооружения в объемы научных разработок сократились из-за отсутствия финансирования. Вместо структурной перестройки мы получили диверсификацию. Таким образом, прежняя система Главспецстроя перестала существовать еще задолго до нынешней реформы.

- И все хе те предприятия Спецстроя, которые остались «на плаву», в результате создания системы саморегулирования были объедены в Саморегулируемую организацию Некоммерческого партнерство «Межрегиональное объединение организаций специального строительства» (СРО НП «МООСС»). Как это происходило?

- Некоммерческого партнерство «Межрегиональное объединение организаций специального строительства» (СРО НП «МООСС») было зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 сентября 2008 года. Учредителями Партнерства являлись 17 Федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) Спецстроя России и 26 субподрядных организаций, с которыми мы десятки лет работали вместе на объектах Спецстроя России, то есть те организации, которые мы хорошо знали, в которых были уверены, что они не подведут.

Статус Саморегулируемой организации был получен 13 января 2009 года - мы образовали Саморегулируемую организацию - Некоммерческого партнерство «Межрегиональное объединение организаций специального строительства» (СРО НП «МООСС»). Тогда в составе нашего Партнерства было 116 организаций. Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору внесены сведения в государственный реестр саморегулируемых организаций за номером 02-С-2009.

С момента создания костя СРО НП «МООСС» составляли Федеральные государственные унитарные предприятия Спецстроя России. За 2009-2010 годы численность организаций, входящих в состав Партнерства, доходило до 270-ти.

На данный момент в нашей СРО 222 члена. 65 ФГУП-членов Партнерства были исключены из него в связи с реорганизацией Спецстроя России. Первыми к нам пришли коллеги из Спецмашмонтажа, Спецэлектромонтажа, Промсвязи, затем строительные предприятия космической отрасли. Когда Роскомос убедился в надежности нашей организации, в наше Партнерство вступили строительные подразделения завода им.  Хруничева, бывшего 1001 п/я, или,  как их называют, «пилюгинское хозяйство», коллектив завода им. Лавочкина, Энергомаша, центра им. Келдыша, ЦНИИ Машиностроения, НПО «Энергия», НПО Машиностроения, или бывшего «челомеевскле хозяйство», и т.д.

Реорганизация Спецстроя привела к следующему парадоксу: количество филиалов и подразделений, входящих  в Спецстрой, уменьшилось, а объемы работ, в соответствии с озвученным Правительством РФ курсом реформ и создания новых строительных площадок, напротив, возросли. А ведь управлять большой компанией намного сложнее, чем относительно небольшим коллективом. Так что подобная экономия управленческих кадров обернется скорее всего, в итоге сложностями организационного порядка, трудностями с контролем. Что же касается структуры СРО НП «МООСС», то мы, в связи с «оптимизацией», теряем членов Партнерства, а значит - уменьшаем наш бюджет на содержание управленческого аппарата исполнительного органа. В 2012 году мы не досчитаемся 8,4 млн рублей членских взносов. Поэтому наша задача, в свете сказанного, - набирать новых членов. И мы надеемся, что новые участники пополнят ряды Партнерства, поскольку таких организаций, как СРО НП «МООСС», не так уж много по России. Сферой деятельности Партнерства охвачены все виды работ, перечисленные в 624-м Приказе Министерства регионального развития и в 207-м Постановлении Правительства. Члены нашего партнерства строят особо опасные объекты, а также объекты технически сложные и уникальные, объекты атомной отрасли. Все технические требования к организациям, имеющим допуск к таким работам, были разработаны нами совместно с НОСТЕРОЕМ, мы получили разрешение Ростехнадзора о том, что имеем право выполнять все эти виды работ.

- В связи со сказанным: по какой схеме в ряды СРО НП «МООСС» принимаются новые члены? По слухам, существует специальный опросник и собеседования для каждого выступающего, а также требования, предъявляемые к неофитам, жестки и отнюдь неформальны?

- Организации, желающие вступить в СРО НП «МООСС», первоначально направляются по электронной почте в Партнерство информационное письмо о себе, анкету и контакты руководителя для обратной связи. Руководители организации, расположенных в Московском регионе, приглашаются на беседу к руководству Партнерства. Но в самом начале работы, прежде чем начать принимать в свои ряды новых участников, мы в первую очередь сформировали комитет экспертов, профессионалов высокой квалификации в своем деле - пригласили в «приемную комиссию» представителей своих давних субподрядчиков, главных инженеров таких организаций, как Спецтрест №1, Спецтрест №2 (эти люди, монтирующие все оборудование на пусковых комплексах «Байконур», «Плесецк» и т.п.), сотрудников проектных институтов ЦКБ ТМ (Центральное конструкторское бюро тяжелого машиностроения), генподрядчиков Спецстроя, Спецэлектромонтажа, Спецмашмонтажа и других уважаемых специалистов.

С тех пор все «спецстроевцы» зарегистрированы только у нас, в нашей СРО НП «МООСС», и альтернативы нашей организации не существует. Конечно, мы могли бы легко набрать хоть 1000 членов. Однако к приему новых членов в СРО НП «МООСС» мы подошли крайне ответственно. Многих «завернули». Ведь по закону, если организация написала заявление о вступлении в СРО, мы должны либо ее принять, либо аргументированно отказать. В «отказниках» у нас числятся китайцы, турки, финны, албанцы. Впрочем, если одна организация из Белоруссии, но ее, прежде чем принять, мы проверяли очень долго (около трех месяцев). У нас хорошо поставлена система по контролю за качеством выполнения работ и по отчетам, которые раз в полгода нам присылают члены СРО. В перечень работ администрации СРО входит деятельность контрольной комиссии, работа Третейского суда, дисциплинарные комиссии. В Спецстрое создана собственная система контроля по линии должностной аттестации специалистов, повышения квалификации. И эта система уже благополучно работает 12 лет. Наше Партнерство успешно пользуется этой системой, и в настоящее время готовится соглашение с НЕСТРОЕМ о взаимном признании системы аттестации специалистов.

- Как изменились объемы и схемы работы у «спецстроевцев» в связи с реорганизацией компании?

- Члены нашего партнерства осуществляют комплексное строительство спец объектов не только в интересах обороноспособности и безопасности страны, но и принимает активное участие в реализации президентских, правительственных и региональных программ, направленных на развитие государства и улучшение качества жизни россиян. В последнее время по программе госзаказа нас привлекают к строительству различных объектов как субподрядчиков. 940-й Федеральный закон о торгах дал возможность неизвестным компания «демпинговать» на рынке в процессе борьбы за получение заказа до 30-40% снижая сметную стоимость работ. Эти подставные компании выигрывают тендеры, а потом нанимают нас на субподряд, и мы еще платим ген. подрядчику 5% от сметы стоимости. Все знают от этих безобразиях, но молчат, поскольку коррупция в нашей стране понизила всю вертикаль власти. Я был членом рабочей группы в Минрегионе и дважды выступал с критикой такого подряда вещей. Бессовестный, бесконтрольный «демпинг» отражается в первую очередь на качестве строительных работ, при этом игнорируется, в ущерб эволюции, внедрение новых технологий, новых материалов. В конечном итоге, конечно, - проигрывает государство.

- Какое участие примимает СРО НП «МООСС» в работе Национального объединения строителей?

- Самое непосредственное. Шесть человек из нашего коллектива работают в разных комитетах НОСТРОЯ, в частности, я являюсь членом Совета Национального объединения строителей, вхожу в состав Комитета по промышленному строительству НОСТРОЯ  в качестве заместителя председателя, принимаю участие в разработке унифицированных норм и правил НОСТРОЯ, строительных стандартов. Что касается применения зарубежного опыта на российской почве в плане создания стандартов, то в прошлом году НОСТРОЙ потратил на актуализацию СНиП и разработку стандартов около 176 млн рублей. На самом деле, европейская база стандартов в свое время была создана на основе советской базы строительных норм и правил. Теперь нам приходится все создавать заново, и все же, к концу 2012 года усилиями российских экспертов база отечественных строительных стандартов будет полностью готова.

Специалистами НОСТРОЯ почти на все виды работ, утвержденных в перечень Приказа Минрегион на № 624 от 30 декабря 2009 года, разработаны вопросы и ответы для руководителей строительных компаний, проходящих аттестацию. На сегодня нами аккредитованы 206 организаций по всей России (это вузы, колледжи, саморегулируемый организации и т.п.), которые теперь имеют право проводить эти экзамены. Любой специалист (мастер, прораб, начальник участка, главных инженер, директор предприятия), проживающий в том или ином регионе страны, может сдать в ближайшей аккредитованной организации экзамены и получить соответствующую запись в аттестате.

- А как обстоит дело со строительством сложных и особо важных объектов в других странах?

- Насколько я знаю, в развитых странах Европы и Америки существует обязательная пред-квалификация для исполнителей работ. И там неизвестные организации типа «Рога и Копыта» никогда не выигрывают тендер. Наши делегации от НОСТРОЯ побывали в Испании, Финляндии, Англии по обмену опытом - везде существует пред-квалификация. В той же Японии, если и есть демпинг, то не более 8% - она обязана подробно объяснить, за счет каких механизмов и технологий получена эта экономия. Специальной комиссией проводится тщательная проверка обоснованности предоставляемых ресурсов. А у нас в России демпингуют до 30-40% от общей стоимости работ, при этом безо всяких отчетов и обоснований! За счет чего? Не проводят изыскательных работ, экономят на самом строительстве и отделке, закупая самые дешевые, низкокачественные материалы и т.п. Для борьбы с этим злом нужны независимые контролирующие органы, но в первую очередь - работающие законы.

Для этого, в частности, в НОСТРОЕ мы пытаемся создать комитет по ценообразованию. Также наша СРО настаивает на том, чтобы вышел новый закон о подрядных торгах или подзаконный акт к 94-му Закону о торгах. Процесс долгий, сложный, но мы боремся за справедливость всеми доступными средствами.

Источник: www.ard-center.ru

Возврат к списку

Последнее изменение страницы: 27.07.2020
Дата создания страницы: 02.08.2012